© Рябинин В. А., 2020 опубликовано 23.02.20
Рябинин В. А. «Олександр Святый на Костроме»// Исследования Александро-Антониновского музея. Кострома, 2020.

«Олександр святый на Костроме»

  В книге «Церковь св. мчч. Александра и Антонины» многоуважаемый костромской краевед Николай Александрович Зонтиков делает предположение о том, что на месте Александро-Антониновской церкви в Селище в XIV в. находился «Олександров монастырь»,[1] упоминаемый в Духовной грамоте (ок. 1339 г.) вел. кн. Ивана Калиты, который, по словам краеведа, завещает его своей супруге: «Олександр святыи, что есмь купил на Костроме, то даю княгини своеи».[2]
   Буквально, через предложение в этом завещании вл. кн. Иван указывает: «А что есмь прикупил селце на Кержачи у Прокофья у игумна, другое Леонтиевское, третье Шараповское, а то даю святому Олександру собе в поминанье».[3]
  Эти населенные пункты входили в дальнейшем в Александровский уезд Владимирской губернии,[4] находятся сравнительно недалеко от Москвы.
   Получается, что будто бы Иван Калита завещал костромскому Александрову монастырю селения территориально к нему не близкие. Теоретически, это возможно. Например, у Троице-Сергиева монастыря на рубеже XIV-XV вв. были вотчины не только в Радонежском уезде, но и в Московском, Дмитровском, Переславском, Стародубском, Углицком и Галичском.[5] Впрочем, этот монастырь уже тогда был общерусским духовным центром. А об Александровом монастыре в Костроме мы делаем только лишь предположения.
  «Александр святый», прямо или косвенно, упоминается и в других грамотах того времени. Кн. Симеон Иоаннович в грамоте (1354 г.) указывает: «село на Костроме Олександровьское… дал есмь своей Княгине».[6] По слову же его брата Иоанна Иоанновича (ок. 1358 г), «…село Павловьское дал есмь святому Олександру в прокъ, собе в память».[7]
  Текст завещаний не содержит четкой территориальной принадлежности «святого Александра», оттого некоторые исследователи находят в них лишь один - костромской монастырь.[8] Но с большой долей вероятности, равно как в поздних, так и в грамоте Ивана Калиты, речь может идти о двух разных обителях: Александровском костромском монастыре (пока назовем его так) и о другом одноименном монастыре.
  В качестве последнего наиболее подходят три варианта: Александровский монастырь в Суздали, монастырь под Переславлем на Александровой горе и Владимирский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь, где поначалу лежали мощи св. Александра Невского.
   Александр Невский официально прославлен Церковью в XVI в. Но мощи его из под спуда подняты были уже в районе 1380 г., в правление вел. кн. Димитрия, внука Ивана Калиты.[9] Но «Александр святый» упоминается в грамоте Калиты на несколько десятилетий раньше, равно как и в грамотах его сыновей. Мы полагаем, что монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, несмотря на погребение там св. Александра Невского, с учетом древности монастыря и определенной духовной самобытности, вряд ли тогда мог именоваться «Александр святый».
   Александрова гора находится в пяти верстах от Переславля Залесского. Встречающиеся в публикациях упоминания об Александровом монастыре на т.н. Александровой горе под Переславлем стали возможны в основном благодаря археологическим изысканиям, проведенным там в сер. XIX в. Тогда археолог П. С. Савельев констатировал: «Никакие письменные документы, ни предание, не указывают на происхождение этой горы, служившей издавна лишь для летних прогулок переславских жителей».[10] По археологическим исследованиям установлено, что в XVI в. на месте Александровой горы находился мужской монастырь.[11] Все остальные сведения об этом монастыре сводятся к догадкам, например, о том, что монастырь на «своей родине» основал сам св. Александр Невский, при этом называется и дата – 1240 г.[12] Но первый храм в монастыре, как считается, был посвящен имени св. князей Бориса и Глеба, невидимо, по сказанию, споспешествовавших победе Невского над Шведами.[13]
   Примечательно, что и Александровский монастырь в Суздали, опять же по преданию, был основан ок. 1240 г. самим кн. Александром Невским.[14] Те книги, на которые ссылался в этом утверждении еще в XIX владимирский краевед Стромилин, являются общими сборниками и не содержат каких-либо доказательств этой версии.[15]
  С тех пор в содержании аргументации мало что изменилось. Считается, что первую, деревянную, церковь в монастыре построил св. блг. князь Александр Невский.[16] Есть мнение, что после начала татарского нашествия в монастыре было много насельниц, и назывался монастырь «Александровский - Большая Лавра» или «Александровским девичьим монастырём».[17]
  По крайней мере, по суздальскому монастырю сохранились реальные исторические сведения в более поздних документах. Известно, что в монастыре был Вознесенский храм, и один из престолов был освящен в честь мученика Александра Перского (об этом далее в 2-й части).[18]    
  Cеления, дарованные монастырю по духовным грамотам, расположены ближе к Александровой горе, но недалеко отстоят и от Суздаля,[19] поэтому в грамотах мог упоминаться как монастырь «на горе», так и суздальский монастырь. Но мы пока делаем ставку на последний, потому что существование его выходит за рамки легенд и преданий и, однозначно, здесь был престол в честь св. Александра, потому этот монастырь скорее мог именоваться «Александр Святый».
  Но это не отменяет существования и упоминания в грамотах одноименного костромского монастыря, который дал название селу Александровскому, когда-то существовавшему у Костромы, потому что в грамоте Симеона Иоанновича говорится именно о «селе на Костроме Александровском».
  Причем, в грамотах речь идет именно о костромском «Александре святом» и «селе Александровском», именовать владимирские или переславские населенные пункты и святыни «костромскими» московские князья не стали бы, эти земли были им хорошо знакомы. Говорить о том, что выражение «на Костроме» значит – по дороге в Кострому, также безосновательно, потому что вышеозначенные не костромские монастыри находятся далеко от Костромы. От Александровской горы перед Костромой идут древние города Переславль, Ростов, Ярославль. От Суздаля до Костромы по современной Владимирской дороге значимых древнерусских городов нет, но город Суздаль был известным центром удельного княжества. В период написания вышеуказанных грамот после смерти суздальского князя Александра Васильевича (1331) Суздаль попал под управление Калиты, а после его смерти на небольшой период власть на Суздалем московскими князьями была утрачена. [20]
   Несмотря на то, что сфера влияния московской власти в Суздале в определенные периоды XIV в. была ограниченной, но локальное приобретение сел московскими князьями на разных территориях северо-восточной Руси и заведение там новых сел и слобод в XIV в. было достаточно типичным явлением.[21] Иван Калита, в принципе, мог быть владельцем села в любом княжестве, в том числе и с монастырем. Также он или другой князь мог подарить земли монастырю как из духовных соображений, так и из политических.
   Вернемся к выражению «на Костроме». Александров монастырь под Суздалем, даже при расположении на дороге из Москвы в Кострому так бы не назывался (слишком далеко, к столь дальнему топографическому объекту такое выражение неупотребительно). Словесный оборот «на Костроме» в то время подразумевал расположение в Костроме или окрестностях. Например, по сообщению Лаврентьевской летописи, 25 февраля 1303 г. «преставися Борис князь сын Андреевъ на Костроме»,[22] в Новгородской летописи находим: «А на зиму преставися князь великии Василей Ярославич и положен бысть у святого Федора на Костроме».[23]
   Поэтому монастырь ли то был или храм, но находился он в окрестностях Костромы. Таким образом, в грамоте Ивана Калиты упоминается два разных одноименных церковных объекта, территориально расположенных в разных областях.
    Почему же он не разграничил эти монастыри в своем завещании? А вот здесь возникает очень важный момент. Мы полагаем, что применительно к Костроме речь вовсе не идет о монастыре. Княгине своей кн. Иван завещает село с храмом святого Александра. При этом все складывается в единую логическую цепочку. И Симеон Ианнович сын Ивана (Иоанна) Калиты уточняет об «Александре Святом» в своем завещании: «село на Костроме Олександровьское… далъ есмь своей Княгине».
   То есть ни о каком монастыре речи не идет, Иван Калита завещает село, где была церковь, освященная в честь Александра святого. Почему он его так назвал - «Александр святый»? Александр – редкое имя для освящения храмов по тем временам, к тому же тогда непринужденно уже возникала ассоциация с кн. Александром Невским, который при жизни своей покровительствовал обителям и святым местам и у потомков был своего рода символом величия княжеского рода.
  Иван Калита в одном предложении завещания с «костромском Александром святым» вспоминает свою бабушку, тоже, кстати – Александру (Брячиславовну, полоцкую княжну), жену Александра Невского.
    Еще один, едва ли не главный, аргумент тому, что «Александр святый на Костроме» – село с храмом – правовой момент. Н. А. Зонтиков пишет, что церковь, приход не могли передаваться по завещанию в отличие от (ктиторского) монастыря.[24] Права ктиторов еще со времен Византии все-таки были ограничены,[25] ктиторский монастырь нельзя назвать в полной мере частной, нецерковной собственностью.[26] Думается, и монастырь (пусть даже и ктиторской) передавался по завещанию светских лиц, а тем более продавался крайне редко. Здесь скорее, за редким исключением, можно говорить о передаче права и обязанности покровительства монастырю. В качестве исключения можно привести пример из «Рукописания» волынского кн. Владимира Васильковича (ок. 1287 г.), в котором он завещает княгине «монастырь свой Апостолов», который, как он говорит, «я сам создал».[27] То есть это была родовая семейная его обитель, который он несколько раз в завещании называет своим, учитывая специфику правовой системы Галицко-Волынского княжества. Это было в XIII веке, а к XIV веку церковь на Руси еще упрочила свои позиции, становится самостоятельным независимым землевладельцем, территории которой не отчуждаются, а, наоборот, становятся все больше и больше.
   Калита купил вотчину на Костроме, при этом покупать едва заметный, скорей всего запущенный, ктиторский монастырь ему не было смысла, а равно и говорить о нем в грамоте, если это не имело сугубо личный аспект. Другое дело, что вотчина эта (село) была с церковью св. Александра. Возможно, другого названия помимо имени этой церкви у села не было. Вот и получилось «Александр святый на Костроме».
    В целом версия Н. А. Зонтикова о том, что монастырь (а точнее храм) св. мчч. Александра и Антонины под Костромой был основан в конце XIII в. заслуживает внимания. Потому как ни о каких иных святынях, связанных со св. Александром в период XIV в. в Костроме и окрестностях ничего неизвестно. А легенда об основании Александро-Антониновской церкви вполне могла описывать случай, произошедший в XIII столетии.[28]
   Наконец, по сообщениям церковно-приходской летописи Александро-Антониновской церкви на месте окраины Костромы (Селища), где ныне стоит эта церковь, было когда-то селение «Мошенина слобода».[29] Вспомним, что значит прозвище кн. Ивана Калиты? Мошна, - пишет известный историк М. Н. Тихомиров, – вот что могли сказать современники или ближайшие потомки об Иване Даниловиче.[30] Мошна – это синоним калиты, кошелька. В народе русском, столь любящим в тот период давать прозвища как простым людям, так и князьям, селение с Александровской церковью, купленное Калитой, конечно же могло носить наименование Мошенина слобода, то есть слобода, получившая развитие от купли и покровительства Ивана Калиты, а название в дальнейшем от его прозвища.
  И вполне логично складываются обстоятельства, когда единственный известный боярин в Костроме в XIII в. с именем Александр - Александр Зерно погибает,[31] а его дети вскоре отправляются на службу к Ивану Калите,[32] тогда же, очевидно, кем-то из них (предположительно, Дмитрием Зерно) и была совершена сделка по продаже своего костромского удела московскому князю Ивану Даниловичу Калите.
(Продолжение следует) …
Примечания
[1] См.: Зонтиков Н. А. Церковь святых мучеников Александра и Антонины. Кострома, 2010. С. 12-14.
[2]Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Москва-Ленинград, 1950. С. 10.
[3] Там же.
[4] Стромилов Н. С. Александровская слобода (слобода до Грозного). М., 1884. С. 26-27.
[5] Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, сост. А. В. Горским в 1841 г. Ч. I. http://old.stsl.ru/lib/book4/chap11.htm
[6] Духовные и договорные грамоты. С. 14.
[7] Там же. С. 19.
[8] См., напр., Борисов Н. С. Иван Калита. М. Молодая гвардия, 1995.
[9] Великия минеи четии, собранныя Всероссийским митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч. 2.,тетр. 1, ноябрь 23-25. М., 1916.
[10] Археологические разыскания П. С. Савельева во Владимирской губернии/извл. из Известий Императорского Русского Археологического Общества, 1857. С. 5.
[11] См. там же.
[12] См., напр., Указ. соч. С. 26.
[13] Там же. Существование монастыря, как упомин. в этом иссл., - продолжалось до начала ХVII вeка, когда он был разорен в смутное время междуцарствия нашествием Литовцев.
[14] См., напр., Там же; Историческое сказание о богоспасемомграде Суздале.
[15] Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале [Суздале]: о построении и о именовании его, и о бывшем прежде в нем великом княжении, и о протчем к тому потребном ради любопытных собранное из различных показаний вкратце / [Ананий Федоров]. - [Б. м., 1855?]. С. 59; Исторія православнаго русскаго монашества, отъ основанія Печерской обители преподобнымъ Антоніемъ до основанія Лавры Святой Троицы преподобнымъ Сергіемъ./ соч. проф. МДА Петра Казанскаго. М., 1855. С. 180.
[16] См., напр., там же.
[17] См., напр., Свято-Александровский мужской монастырь http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/suzdal/r/38-1-0-1130; Варганов А.Д. Из ранней истории Суздаля (IX-XIII вв.). КСИИМК, Вып. XII. 1946. С. 127-134. https://arheologija.ru/varganov-iz-ranney-istorii-suzdalya-ix-xiii-vv/ [дата обр. 21. 02.2020 ]
[18] См., напр., там же; Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале. С. 59.
[19] См., напр., Стромилов Н. С. Указ. соч. С. 26-27, здесь же ссылки на иссл. в которых эти селения приписываются к суздальскому монастырю; Карта Владимирской губернии.
[20] См. напр., Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984.
[21] Там же.
[22] Цит по: там же. Борис – костромской князь.
[23] Новгородская первая летопись старшего младшего изводов. М., 1950. С. 323. Здесь речь идет о Костромском князе Василии, упокоивш. в Костроме.
[24] Зонтиков Н. А. Указ. соч. С. 12-13.
[25] См., напр., Морозов М. А. Епископская юрисдикция над ктиторскими монастырями по законодательству Юстиниана// Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Мат. междунар. конф. антиковедов, 5-7 марта 2001 г. на историч. фак. СПбГУ. СПб., 2001.
[26] См., напр., Гайденко Петр, иером. Несколько замечаний об институте ктиторов в домонгольской Руси (на примере Печерского монастыря)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 4 (16), 2016. С. 31-52.
[27] 150 лет российскому нотариату/под ред. Г. А. Краснова. М., 2016. С. 15.
[28] Легенда о том, как «именитый муж» с женой «проезжал Волгою», содерж. в Церковно-приходской летописи Костромской губернии и уезда села Селищ Александро-Антониновской церкви. Рукопись, напис. с 1870-1917 гг. Л. 2 об.
[29] Там же. Л. 2.
[30] Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII-XV вв.; Средневековая Россия на международных путях. XIV-XV вв. / Сост. Л.И. Шохин; Под ред. С.О. Шмидта. М., 1992. С. 27.
[31] См., напр., Зонтиков Н. А. Указ. соч. С. 14.
[32] См., напр., Емельянов-Лукьянчиков М. Загадка Ипатьевского монастыря. 2012. https://pravoslavie.ru